Балтийские СРО:
С докладом на коллегии Счетной палаты выступил аудитор Максим Рохмистров. По словам аудитора, кадастр недвижимости, размещенный на информационных ресурсах Росреестра, в полном объеме не наполнен сведениями об объектах недвижимости для формирования налоговой базы.
Ряд объектов недвижимости выпали из-под налогообложения. Причина – отсутствие обязанности регистрации прав, возникших до 1998 г.; недостаточность сведений о земельных участках для однозначного отнесения к ограниченным в обороте; отсутствие порядка перевода доли в праве на земельный участок из гектаров или баллогектаров в простую правильную дробь; а также отсутствие порядка определения кадастровой стоимости сооружений и объектов незавершенного строительства.
Однако основные проблемы заключаются именно в кадастровой оценке. В частности, на низком уровне находится ее методическое регулирование. В связи с этим не обеспечивается единый подход к определению кадастровой стоимости, не охватываются все категории объектов, имеются предпосылки к завышению результатов кадастровой оценки. «Необходима унификация методического обеспечения определения кадастровой стоимости в отношении различных категорий объектов недвижимого имущества», - подытожил Максим Рохмистров.
Серьезные недостатки кадастровой оценки – это отсутствие актуализации кадастровой стоимости, определенной по состоянию на разные даты, и нарушения законодательно установленной периодичности проведения оценки. Случаи, когда существенно различается кадастровая оценка однотипных объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга, не единичны, что приводит к установлению различной налоговой базы. Например, был выявлен случай, когда два похожих строения с одинаковой площадью, расположенные на одном земельном участке в городе Махачкала, имели кадастровую стоимость 20,8 млн. и 8,5 млн. руб.
В материалах экспертно-аналитического мероприятия по разным категориям земель выявлены 166 фактов нарушений сроков проведения кадастровой оценки. При этом действующим законодательством не установлен механизм определения налоговой базы в отношении объектов, оценка которых в установленный законом срок не проведена.
По мнению аудитора, решением проблемы может стать изменение действующего законодательства.
Аудитор также отметил, что «установленный порядок проведения экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости допускает проведение экспертизы отчетов об оценке по формальным признакам, а не по существу, что негативно сказывается на объективности результатов оценки и позволяет саморегулируемым организациям избежать дальнейшей ответственности за ее результаты».
По закону полномочия по проведению кадастровой оценки переданы на региональный и муниципальный уровни, при этом соответствующие полномочия содержатся в положении о Росреестре, которое фактически данные функции не осуществляет.
Существующие проблемы нормативного правового регулирования и методического обеспечения, а также отсутствие достаточного контроля за результатами государственной кадастровой оценки привели к множественным спорам. В 2015 г. наблюдается существенный рост обращений в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (по сравнению с 2014 г. более чем в 2 раза). Количество таких обращений в 2015 г. составило 31,3 тыс. заявлений в отношении 64,4 тыс. объектов. В 2014г. решениями комиссий по рассмотрению споров о рез ультатах определения кадастровой стоимости и судебными решениями удовлетворены требования о снижении кадастровой стоимости в отношении 38 тыс. объектов недвижимого имущества на 2,4 трлн. руб., в 2015 г. – в отношении 27 тыс. объектов на 1,6 трлн. руб. Тем самым, налогооблагаемая база за двухлетний период, по данным Росреестра, совокупно уменьшилась на 4 трлн. руб.
По материалам Счетной палаты РФ
Источник: http://ancb.ru/news/read/2392