Состоялось «нулевое чтение» проекта поправок в закон «О государственной регистрации недвижимости»

 

На рассмотрении в Госдуме находится одобренный Правительством России проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации (в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав)». Согласно законопроекту, в частности, у Федеральной кадастровой палаты появляется право заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

 

Сегодня, 16 июля, состоялось «нулевое чтение» проекта федерального закона в Общественной палате России. В заседании приняли участие директор Федеральной кадастровой палаты Вячеслав Спиренков, статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Дмитрий Курочкин, председатель Комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Общественной палаты РФ Константин Корсик, президент Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров», заместитель председателя Общественного совета при Росреестре Виктор Кислов и другие.

 

Положения законопроекта сформированы по результатам анализа правоприменительной практики, и его реализация окажет положительное действие на весь рынок недвижимости. Как ранее отмечала вице-премьер Виктория Абрамченко, Росреестром были обобщены все возникающие на практике вопросы граждан, организаций строительного комплекса, кредитных организаций, профессиональных участников рынка – нотариусов, кадастровых инженеров, самих государственных регистраторов прав, и органов местного самоуправления, и фактически создан полноценный регуляторный ответ на поступающие запросы общества. Законопроект содержит несколько десятков изменений, которые серьезно упростят проведение учетно-регистрационных действий, а также конкретизируют механизмы получения государственных услуг в сфере обращения с недвижимостью. 

 

Так, например, в числе прочих изменений законопроект сокращает сроки проведения регистрации договоров долевого участия, упрощает порядок снятия объекта недвижимости с государственного кадастрового учета, а также порядок электронного оформления недвижимости, расширяет перечень заявителей, которые могут обратиться за получением услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Кроме того, упростится взаимодействие кадастрового инженера и органа регистрации прав через сервис «Личный кабинет кадастрового инженера».

 

Внесенный в Госдуму законопроект коснулся и расширения выбора исполнителя кадастровых работ в отношении некоторых объектов. Эта поправка мотивирована запросами граждан и участников рынка недвижимости и защищает их интересы.

 

В адрес Росреестра регулярно поступают жалобы и обращения физических и юридических лиц, а также государственных органов власти, связанные с ошибками, допущенными кадастровыми инженерами при выполнении установления границ земельных участков, составлении технических и межевых планов и т. д. По состоянию на 2019 г. из 27 тыс. кадастровых инженеров 8,7 тыс. (32,2%) не имели необходимого образования. От 10 до 40% решений органа регистрации прав о приостановлении государственного кадастрового учета связано с наличием ошибок, допущенных кадастровым инженером при подготовке документов, необходимых для государственного кадастрового учета. Это свидетельствует о многочисленных нарушениях, допускаемых кадастровыми инженерами в кадастровой деятельности, в том числе в части нарушения сроков и условий выполнения работ, нарушения порядка согласования границ земельных участков, внесения в межевые и технические планы ложных сведений.

 

Поправки в закон, регулирующий кадастровую деятельность в России, сохраняют место для здоровой конкуренции частных и государственных кадастровых инженеров. Однако в случае их внесения у заказчиков кадастровых работ появится возможность выбора исполнителя для качественного выполнения таких работ. Среди потенциальных исполнителей будут разные участники рынка, в том числе Федеральная кадастровая палата.

 

«Появление Кадастровой палаты на рынке землеустроительных работ необходимо в первую очередь для поддержки со стороны государства тех объектов, где частные кадастровые инженеры не смогли зарекомендовать себя. Среди таких объектов недвижимое имущество силовых структур, границы лесничеств и федеральных особо охраняемых природных территорий и другие», – рассказал глава Федеральной кадастровой палаты Вячеслав Спиренков.

 

В настоящее время на территории России реализуется ряд поручений Президента Российской Федерации, а также федеральных целевых и государственных программ, исполнение которых связано с необходимостью выполнения кадастровых и землеустроительных работ за счет средств федерального бюджета. Так, одним из поручений Президента России является поручение Минприроды России совместно с Росреестром до 1 июля 2022 года завершить внесение сведений о местоположении границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения в ЕГРН.

 

По информации Минприроды России, количество ООПТ федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в настоящее время составляет 226, при этом по состоянию на 1 июля 2020 в ЕГРН содержатся сведения о 92 ООПТ, что составляет 40,7 % от их общего количества.

 

В результате проведения кадастровых работ ненадлежащего качества достаточно высоки риски внесения недостоверных сведений в один из важнейших государственных информационных ресурсов – госреестр недвижимости. При этом ненадлежащее качество работ по определению границ особо значимых для государства объектов, таких как лесные участки, ООПТ, объекты Минобороны, влечет риски в сфере управления объектами федеральной собственности, в том числе оборонного значения, обеспечения режима особой охраны природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение.

 

Учитывая, что проведение кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, особенно относящихся к федеральной собственности, имеет особое государственное значение, представляется необходимым и целесообразным введение института государственного кадастрового инженера. Он позволит обеспечить необходимое, гарантированное государством, качество выполнения кадастровых и землеустроительных работ, объективное формирование стоимости услуг по установленным тарифам, управляемость и подконтрольность кадастрового инженера.

 

«Анализ международного опыта в сфере кадастра в том числе показал, что выполнение кадастровых работ частными организациями не получило распространения в мировой практике. В большинстве развитых стран землеустройство либо напрямую выполняется представителями государства, либо жестко контролируется со стороны государства. Например, в Швеции и Финляндии  кадастровый учет и регистрация прав – государственная функция. Аналогичная ситуация в Норвегии – там функции кадастровых инженеров выполняют сотрудники муниципалитетов. Между тем, мы видим и позитивный опыт стран, в которых государственные кадастровые инженеры работают в партнерстве с частным рынком кадастровых работ. Это Нидерланды, Литва. Полное или частичное участие государства в процессе обеспечивает защиту собственников в частности и рынка недвижимости в целом», – сообщил Вячеслав Спиренков.

 

Преимущество государственной формы выполнения кадастровых работ определяется необходимостью обеспечения достоверности и постоянной актуализации единых информационных систем, качественной картографической основы и строгого соблюдения стандартов кадастровой деятельности. Этим также достигается доверие со стороны населения к результатам землеустройства и сведениям государственного реестра недвижимости, что в свою очередь обеспечивает устойчивость гражданско-правовых отношений, судебной системы и оборота на рынке недвижимости.

 

Между тем, необходимо отметить, что, согласно законопроекту, Федеральная кадастровая палата, при вступлении в силу законопроекта в рассматриваемой редакции, будет не вправе заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ до установления Правительством России случаев их заключения.

 

Таким образом, при вступлении в силу законопроекта предусматривается издание нормативно-правового акта Правительства России с перечислением таких случаев, что будет являться по своей сути установлением ограничения по перечню объектов недвижимости и случаев, когда Федеральная кадастровая палата сможет заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ.

 

Установление такого перечня будет действовать только в отношении Федеральной кадастровой палаты. В итоге, сравнивая всех участников рынка кадастровых отношений, можно сделать вывод о том, что Федеральная кадастровая палата будет ограничена в своей деятельности по выполнению кадастровых работ, в отличие от других участников, на которых не будет распространяться ограничение по выполнению таких работ.

 
 

Между тем, появление на рынке кадастровых работ нового участника в лице Федеральной кадастровой палаты повысит конкуренцию по определенным видам кадастровых работ, что благотворно повлияет на качество предоставляемых услуг и их стоимость. Предполагается, что основными контрагентами Федеральной кадастровой палаты станут органы государственной власти.

Источник: https://kadastr.ru/magazine/news/sostoyalos-nulevoe-chtenie-proekta-popravok-v-federalnyy-zakon-o-gosudarstvennoy-registratsii-nedvizh/