Балтийские СРО:
Помимо проведения традиционных проверок соблюдения земельного законодательства отдельно следует выделить еще один вид контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых Управлением Росреестра по Республике Карелия (далее – Управление) в рамках государственного земельного надзора - административное обследование объектов земельных отношений.
Административное обследование по сути является сбором и анализом информации, сведений из официальных информационных источников, актуальность которых подтверждена на законодательном и государственном уровне. Вся необходимая для административного обследования информация запрашивается госземинспекторами официально, в установленном законом порядке.
Главной особенностью административного обследования и отличием от стандартных проверок является то, что данный вид надзорных мероприятий осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений. Единственным действием при натурном обследовании земельного участка в ходе административного обследования является визуальный осмотр земельного участка и проведение измерений с внешней стороны земельного участка.
Административное обследование может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Административные обследования проводятся госземинспекторами на основании ежеквартально разрабатываемых планов, а также во внеплановом порядке. Указанный механизм позволяет более оперативно реагировать на поступающие в Управление обращения и заявления граждан и организаций, не содержащих достаточных данных для инициирования внеплановой проверки.
Результаты административного обследования активно используются должностными лицами Управления для планирования и осуществления своей деятельности. Следует отметить, что административные обследования являются наиболее актуальным инструментом по выявлению признаков земельных правонарушений и дальнейшей адресной работы с нарушителями.
В качестве примера, можно привести распространенную ситуацию, когда граждане при использовании земельного участка «прихватывают» к своему законному участку часть земель общего пользования.
В этом случае, госземинспектором в соответствии с подпунктом 2 пунктом 6 статьи 71.1 Земельного кодекса РФ с целью принятия мер по пресечению и устранению выявленных нарушений организуется проведение внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства в отношении лица, использующего земельный участок с признаками нарушений.
Если же административным обследованием не выявлены признаки нарушений, то правообладатель земельного участка на три года застрахован от проведения плановых проверок, а следующее административное обследование такого объекта проводится не раньше, чем через два года с момента его завершения.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что проведение административного обследования земельных участков оказывает существенное влияние на эффективность осуществления государственного земельного надзора, поскольку при осуществлении данной формы надзорных мероприятий можно определить наличие или отсутствие нарушения земельного законодательства до проведения проверки, тем самым исключив проведение необоснованной проверки в отношении как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и граждан.
Материал подготовлен пресс-службой
Управления Росреестра по Республике Карелия