Балтийские СРО:
г. Белебей
Совещание с кадастровыми инженерами Республики Башкортостан по вопросам ГКУ
с. Иглино
Совещание с кадастровыми инженерами Республики Башкортостан по вопросам ГКУ
с. Новобелокатай
Совещание с кадастровыми инженерами Республики Башкортостан по вопросам ГКУ
г. Дюртюли
Совещание с кадастровыми инженерами Республики Башкортостан по вопросам ГКУ
с. Бакалы
Совещание с кадастровыми инженерами Республики Башкортостан по вопросам ГКУ
Росреестр представил для публичного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Предложенные законодательные инициативы направлены на совершенствование института государственной регистрации прав на построенные объекты капитального строительства и повышение эффективности использования земли в Российской Федерации. Документы разработаны в целях реализации государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных».
В настоящее время в российском законодательстве нет понятия «освоение земельного участка», а также перечня мероприятий, которые к нему относятся. Поэтому при установлении надзорными органами факта освоения земельных участков сложилась различная практика правоприменения. В целях устранения этого пробела законопроект предлагает дать соответствующее определение и описание мероприятий. Также предлагается наделить Правительство РФ полномочиями по установлению признаков неиспользования земельных участков. На сегодняшний день такие признаки утверждены только в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
Законопроект сохраняет предусмотренную в Градостроительном кодексе РФ обязанность застройщика в течение десяти лет завершить строительство жилого дома, но при этом предлагает закрепить за ним обязанность зарегистрировать право собственности на постройку.
Кроме того, законопроект предлагает обязать собственников земельных участков использовать построенные на них объекты капитального строительства в соответствии с установленным для их земельных участков видом разрешенного использования. Данный вопрос в настоящее время не урегулирован.
«Предлагаемые изменения способствуют защите имущественных интересов граждан и страхуют землепользователей от необоснованных решений в части оценки осуществления освоения земельного участка. Сейчас фактически собственник земельного участка не защищен от предъявления к нему претензий со стороны контрольно-надзорных органов по вопросу использования земельного участка не по назначению или неиспользования в принципе. Законопроект дает гражданину время на освоение земельного участка и устанавливает соответствующие сроки, только после истечения которых контрольно-надзорные органы могут заниматься вопросами привлечения к ответственности землепользователя», - отметил статс-секретарь - заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.
Для удобства граждан законопроект предусматривает расширение полномочий кадастровых инженеров: допускается подача заявления об осуществлении государственного кадастрового учета от имени правообладателя объекта недвижимости без доверенности. Благодаря этому гражданам не придется совершать отдельный «поход» в Росреестр.
Законопроект соответствует «тренду» на цифровизацию: обязанность представлять заявления о государственной регистрации прав для юридических лиц предусмотрена исключительно в электронном виде.
Предлагаемы Росреестром законопроект подробно прокомментировала член Общественного совета при Управлении Росреестра и Кадастровой палате по Саратовской области Елена Сухова, к.ю.н., доцент кафедры земельного и экологического права СГЮА, куратор Юридической клиники: «Понимание процедуры освоения земельного участка является чрезвычайно важной в правоприменительной деятельности, поскольку именно от ее окончания должен исчисляться трехлетний срок неиспользования земельного участка, за нарушение которого может наступить административная ответственность (ч.3 ст.8.8 КоАП РФ), принудительное прекращение договора аренды (п.2 ст.46 ЗК РФ) или изъятие земельного участка (ст.284 ГК РФ). Поскольку ни понятие, ни сроки освоения земельного участка до настоящего времени закреплены не были при возникновении споров допускались различные толкования: одни суды считали, что освоение земельного участка, предоставленного для целей строительства, заканчивается выдачей разрешения на строительство, другие, что общий срок, в течение которого правообладатель обязан начать освоение земельного участка, - 3 года, третьи, что в каждом конкретном случае время, необходимое для освоения земельного участка, может быть разное. В связи с этим, внесение понятийной определенности в данном вопросе заслуживает поддержки, поскольку позволит упорядочить земельные отношения, предотвратив как необоснованный уход от ответственности правообладателей земельных участком, так и злоупотребления со стороны должностных лиц».