Выписки из ЕГРН: зачем нужны и почему получить их с 2023 года будет сложнее

С 1 марта 2023 года перестанут выдавать выписки из ЕГРН с данными владельцев, если последние не дали на это согласие. Росреестр хочет защитить собственников от «черных риелторов», но прозрачность сделок купли-продажи или аренды несколько снизится.

Рассказываем, зачем нужны выписки из ЕГРН, сколько они стоят, почему не стоит заказывать справки в негосударственных сервисах и что делает Росреестр, чтобы у мошенников не было шанса подделать документы.

Что такое выписка из ЕГРН и зачем она нужна


ЕГРН — это единый государственный реестр недвижимости. В нем хранится вся информация о квартирах, домах, земельных участках и других объектах недвижимости (ОН), зарегистрированных после 31 января 1998 года. Сведения о недвижимости относятся к общедоступным, поэтому заказать выписку из ЕГРН может любой человек.

В этом документе дана комплексная информация об объектах недвижимости:

настоящие и прошлые собственники;
характеристики объектов — кадастровые номера, площади, назначения, адреса и так далее;
действующие обременения.

Выписка из ЕГРН сегодня — это единственный способ подтвердить право на собственность и узнать сведения о недвижимости. Поэтому она понадобится вам, чтобы проверить ОН перед покупкой, доказать свою правоту в имущественных спорах, получить кредит под залог недвижимости, оформить наследство или договор дарения.

Значение выписки из ЕГРН с 2023 года для сделок с недвижимостью сильно возрастет. В силу вступают нормы, которые усложнят получение документа.

Почему получить выписку с 2023 года станет сложнее


С 1 марта 2023 года нельзя будет получить выписку из ЕГРН с личными данными без согласия собственника. Росреестр больше не будет указывать фамилии, имена и отчества собственников, если выписку заказывает посторонний человек.

Полную выписку смогут получить только:

владельцы и совладельцы недвижимости;
супруги;
собственники смежного участка;
собственник участка или дома, если права собственности на эти объекты не совпадают;
арендаторы и арендодатели;
наследники;
арбитражные управляющие банкротов;
залогодержатели на объекты, которые находятся у них в залоге;
обладатели частного и публичного сервитута на объект и наоборот.
По запросу выписки с личными данными будут получать нотариусы, кадастровые инженеры, представители госорганов и госкорпораций только в том случае, если им нужна эта информация для работы.

Так будет работать новый механизм по умолчанию. Вы или ваш представитель сможете подать заявление в Росреестр и сделать публичными, как и прежде, личные данные, касающиеся всех или нескольких ваших объектов недвижимости.

Правительство объясняет эти изменения защитой собственников от мошенников. Если «черные риелторы» не будут знать точно, кто владелец недвижимости, им будет сложнее совершить махинацию.

Однако для покупателей недвижимости на вторичном рынке риски возрастают из-за того, что проверить, с кем они имеют дело — с мошенником или законным собственником, станет сложнее. В Росреестре это тоже понимают, поэтому разрабатывают сервис проверки выписок из ЕГРН с помощью QR-кода.

Задумка такая: продавец сам предоставляет выписку, а покупатель сканирует код, после чего на специальном сайте сверяет информацию. С 2020 года таким образом, например, проверяется достоверность нотариальных документов, а еще так работают QR-коды ковидной эпохи.

Кроме того, убедиться в надежности сделки можно через нотариуса. Если сделка с участием детей или долями недвижимости, то нотариус запросит данные сам. В остальных случаях придется оплачивать отдельные услуги за «удостоверение факта наличия данных в ЕГРН», а также удостоверение договора купли-продажи.

 Источник: Банки.ру