Балтийские СРО:
Как подчеркнули в ФНП, теперь нотариусы смогут подписывать закладную своей электронной подписью и передавать ее в Росреестр вместе с документами для регистрации прав на недвижимость. Это сокращает срок проведения сделки: при нотариальной форме право и ипотека будут зарегистрированы в течение дня. После чего ведомство передаст закладную в депозитарий для постоянного хранения и учета. Ранее заемщику приходилось направлять ее самостоятельно, получив специальную электронную подпись.
"Вот уже несколько лет подряд нотариат активно развивает цифровые инновации в своей работе, что позволяет создавать удобные и безопасные сервисы для людей в новых, электронных форматах. Технологии нотариата, в том числе, способствуют развитию электронного документооборота в стране, делая его более эффективным и комфортным для граждан и бизнеса. Возможность оформления электронных закладных через нотариуса повышает удобство проведения ипотечных сделок для сторон и при этом не делает их менее надежными в юридическом плане, не создает дополнительных угроз в части зашиты права собственности", - отметил президент ФНП Константин Корсик.
Как рассказывают в нотариате, ранее по ипотечным сделкам, где необходимо участие нотариуса, документы передавались нотариусом в Росреестр в электронной форме, но без электронной закладной. Для ее выдачи банк и заемщик должны были отдельно подавать электронную закладную в Росреестр, причем для ее подписания заемщику нужно было также получать личную электронную подпись. В результате сделка с жильем при оформлении закладной затягивалась на несколько дней, либо заемщик был вынужден отдельно оформлять "бумажную" закладную через многофункциональный центр.
"Электронная подача документов в Росреестр обязательна для нотариусов при удостоверении сделок с недвижимостью или при выдаче свидетельства о наследстве. С 2021 года совместно с Федеральной нотариальной палатой реализуется дорожная карта по дальнейшему развитию информационного взаимодействия. Как результат, более 75 процентов заявлений регистрируются в среднем за 9 часов. Сейчас благодаря нашему сотрудничеству стало возможно в цифровом формате подать документы и электронную закладную, что позволяет сократить путь оказания услуги и время ее предоставления", - отметила замруководителя Росреестра Елена Мартынова.
Напомним, закладная - это ценная бумага, которая подтверждает право банка на залог недвижимости и на права по кредитному договору. Внедрение электронной закладной позволило существенно упростить процедуру оформления ипотечной сделки - банку или заемщику не нужно забирать электронную закладную из Росреестра после регистрации ипотеки, а после погашения кредита заемщиком банк без участия клиента снимает залог с жилья в Росреестре. В прежние времена покупателю квартиры после выплаты ипотеки приходилось обращаться в многофункциональный центр, чтобы снять залог.
Источник: Российская газета