Региональные общественные советы Росреестра поделились лучшими практиками по цифровизации ведомства и мониторингу работы МФЦ

В Росреестре состоялось второе совместное заседание Общественного совета при ведомстве с участием Общественных советов при территориальных органах Службы. Участники обсудили взаимодействие с профессиональными участниками рынка недвижимости и поделились опытом и лучшими практиками субъектов по ключевым направлениям деятельности Росреестра.

Открывая мероприятие, руководитель Росреестра Олег Скуфинский отметил важность открытого и активного диалога с профессиональными сообществами для совместного поиска решений и достижения результатов в интересах людей. Второй год подряд Общественный совет при Росреестре входит в число лидеров рейтинга (в группу «А») Советов при федеральных органах исполнительной власти, формируемого Общественной палатой Российской Федерации.

«За III квартал 2023 года проведено более 200 общественных заседаний в различных регионах, где более 800 экспертов в сфере земли и недвижимости представили свои предложения по улучшению работы Росреестра. Это большая совместная работа как на местном, так и на федеральном уровне, которая приносит ощутимые результаты. С 2020 года при участии Росреестра принято 62 федеральных закона, которые помогают гражданам, бизнесу и органам власти в решении конкретных задач. В ближайшее время в промышленную эксплуатацию будет запущен наш флагманский проект - Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных». На территории пилотных субъектов РФ будут доступны новые цифровые сервисы для граждан и бизнеса», - сказал Олег Скуфинский.

Как сообщил председатель Общественного совета при Росреестре Александр Каньшин, на площадке совещательного органа обсуждаются актуальные вопросы деятельности ведомства, учитываются мнение и интересы жителей страны, что способствует повышению качества оказываемых услуг для людей, органов власти и профессиональных сообществ.

«Прежде всего, наша цель - учет потребностей, интересов граждан, общественных, некоммерческих объединений, соблюдение их прав и свобод. Общественный совет регулярно дает ответы на обращения граждан, служит связующим звеном между людьми и руководством Росреестра. Мы реагируем на все, никого не оставляем в стороне. При этом ведомство всегда идет навстречу в решении всех возникающих вопросов», - сказал Александр Каньшин.

С учетом запроса членов Общественного совета по детальному обсуждению качества цифровых услуг Службы, заместитель руководителя Росреестра и руководитель цифровой трансформации ведомства Елена Мартынова рассказала о применении технологий искусственного интеллекта в учетно-регистрационной деятельности. Росреестр одним из первых среди органов исполнительной власти стал внедрять высокотехнологичные решения, которые отвечают принципам клиентоцентричности. Яркой иллюстрацией является сервис - «Цифровой помощник «ЕВА».

В 2022 году «Цифровой помощник «ЕВА» введен в эксплуатацию на территории Новгородской области, в этом году в проекте участвуют уже 36 регионов. В 2024 году «ЕВА» будет внедрена на территории всей страны.

«Люди только начинают использовать электронные документы при оформлении прав на недвижимость. Привычные многим бумажные документы еще популярны. Мы понимаем, что так комфортнее гражданам, поэтому первое, чему мы научили «ЕВУ», - читать и распознавать печатный и рукописный текст, подписи и печати. Азбукой для нее стал дата-сет из 40 тысяч пакетов документов. «ЕВА» встраивается в информационные системы МФЦ и Росреестра и уже на стадии представления документов выявляет ошибки и обеспечивает обратную связь в режиме реального времени - подсказывает, что необходимо исправить, предзаполняет поля. Ежедневно с использованием искусственного интеллекта принимается около 4,5 тысяч пакетов документов. По отдельным видам сделок с жилыми помещениями время обработки документов нашими сотрудниками сократилось почти в 2 раза и проведение правовой экспертизы по ним составляет порядка 10 минут», - сказала Елена Мартынова, добавив, что «ЕВА» не просто автоматизирует рутинную работу, а выступает полноценным помощником человека, при этом работает строго под его контролем.

Сервис даёт советы по полноте комплекта документов. Благодаря «ЕВЕ» заявитель может выяснить, например, что забыл дома согласие супруга или свидетельство о заключении брака. «ЕВА» предотвращает ошибки, обусловленные человеческим фактором, когда заявитель приносит в МФЦ договор купли-продажи, а у него принимают заявление, например, на регистрацию аренды, - она безошибочно формирует правильный тип заявления на основе распознанных данных, отметила заместитель руководителя Росреестра. В результате на 26% сокращаются сроки приема документов, количество отрицательных результатов сводится фактически к нулю, происходит автоматическая загрузка данных из документов и заявлений.

В развитие темы цифровой трансформации член Общественного совета при Управлении Росреестра по Волгоградской области, представитель регионального отделения №8621 ПАО «Сбербанк» Светлана Кузяева отметила положительный опыт субъекта по переходу на использование электронных закладных кредитными организациями. С 2019 года количество выданных электронных закладных в Волгоградской области выросло с 5% до 87%.

«Одна из основных сложностей использования документарных закладных - срок погашения ипотечных обязательств с момента погашения заемщиком кредита. Он может доходить до 30 дней. При использовании электронной закладной банк сам в электронном виде направляет её в Росреестр для погашения записи об ипотеке. В этом случае срок учетно- регистрационных действий по снятию обременения составляет не более 3 дней», - сказала Светлана Кузяева.

Об использовании в регионе электронных сервисов для кадастровой оценки и доступа к учетно-технической документации объектов недвижимости рассказал руководитель Управления Росреестра по Камчатскому краю Юрий Маслов.

В субъекте создан электронный сервис системы межведомственного электронного взаимодействия Камчатского края «Государственная кадастровая оценка вновь учтенных и измененных объектов недвижимости» РЭС «ГКО ЕГРН». Он позволяет оперативно предоставлять акты об определении кадастровой стоимости объектов. Также создан сервис «Учетно-техническая документация объектов недвижимости» РЭС «ТехДокОН», с помощью которого в ППК «Роскадастр» и краевое управление Росреестра передаются копии учетно-технической документации объектов недвижимости.

Интересной практикой по мониторингу качества оказания услуг Росреестра офисами МФЦ поделились управления Росреестра по Новосибирской области, республикам Марий Эл и Тыва.

«Для выявления «болевых точек» рекомендуем коллегам из Общественных советов ведомства в других регионах организовать мониторинг в офисах МФЦ. Для этого следует разработать Положение о мониторинге с учетом особенностей вашего региона и среди заявителей МФЦ проводить регулярные социологические исследования. Это позволит оптимизировать предоставление государственных услуг и повысить их качество, а также найти способы устранения возможных затруднений», - сообщила Надежда Вавилина, председатель Общественного совета при Управлении Росреестра по Новосибирской области, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Центр социологических исследований» Сибирского института управления-филиала РАНХиГС.

Заседание завершилось дискуссией, в рамках которой участники отметили успешную практику совместных заседаний с региональными общественными советами, а также внесли ряд актуальных предложений.

Источник: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/regionalnye-obshchestvennye-sovety-rosreestra-podelilis-luchshimi-praktikami/