В случае если право на объект недвижимости возникает на основании договора аренды, не требующего государственной регистрации, к Заявлению должна быть приложена нотариально заверенная копия такого договора.

В случае если право на объект недвижимости возникает на основании договора аренды, требующего государственной регистрации, к Заявлению должна быть приложена выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

В случае если от заявителя или уполномоченного им лица в Комиссию поступает обращение об оставлении Заявления без рассмотрения, Заявление не подлежит рассмотрению Комиссией. Секретарь Комиссии направляет заявителю (уполномоченному лицу) соответствующее уведомление
об этом.

Если арендная плата за пользование имуществом, находящимся в собственности граждан и (или) юридических лиц, не рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, права и законные интересы арендаторов не затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости.

Однако согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого
и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» арендаторы имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации
или муниципальной собственности. В этой связи в рассматриваемом случае результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости затрагивают права и законные интересы арендаторов независимо от того, зависит ли арендная плата от кадастровой стоимости объекта недвижимости или нет.

В соответствии с частью 4 статьи 80 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом,
а при необходимости – ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования, о чем судебный пристав-исполнитель делает отметку в постановлении о наложении ареста на имущество должника и (или) акте о наложении ареста (описи имущества).

В связи с тем, что оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в Комиссии не связано с его распоряжением или изменением права пользования соответствующим имуществом, наличие обременения такого объекта недвижимости в виде ареста не является препятствием для подачи Заявления в Комиссию.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценке) заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее – Заявление) может быть подано в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия) в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценке, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, при истечении указанного в статье 24.18 Закона об оценке срока для подачи Заявления оно не принимается к рассмотрению в Комиссии.

Кадастровая стоимость будет пересмотрена в случаях:

- если будет доказана недостоверность сведений, использованных при проведении кадастровой оценки вашего объекта недвижимости;

- если вы представите отчет об определении рыночной стоимости.

А теперь поподробнее.

Кадастровая стоимость определяется либо полномочным органом государственной власти (субъекта или федеральным – в Санкт-Петербурге этими полномочиями наделен Комитет имущественных отношений) с определенной периодичностью -  не реже, чем раз в 5 лет. Это так называемая массовая оценка. После определения кадастровой стоимости данные передаются в Кадастровую палату для внесения в Реестр недвижимости.

Также кадастровая стоимость определяется Кадастровой палатой в процессе кадастрового учета – при изменении количественных (качественных) характеристик объекта недвижимости. В этом случае расчет производится на основании удельных показателей кадастровой стоимости, которые определяются опять же в процессе массовой оценки.

Следовательно, вначале необходимо обратиться к данным Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). После получения выписки из  ЕГРН необходимо тщательно проверить данные выписки на предмет соответствия фактическому положению. Если вы нашли расхождения в площади и пр., необходимо обратиться в Кадастровую палату с заявлением произвольной формы. Заявление можно подать в любом офисе МФЦ.

Если расхождений с данными ЕГРН нет, но вы считаете, что кадастровая стоимость не соответствует действительности, вы можете обратиться в организации, занимающиеся определением рыночной стоимости. Но обратите внимание: при заказе определения рыночной стоимости необходимо определять рыночную стоимость на ту дату, на которую была определена стоимость кадастровая.

Такого требования в законе не содержится. Вместе с тем,  на момент вступления в силу 452-ФЗ (01.07.2016г.), кадастровому инженеру необходимо будет иметь печать с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.

С 01.01.2013 на территории РФ производится государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Кадастровые инженеры ведут в отношении их кадастровую деятельность.

В соответствии со ст.37 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, или юридического лица, соответствующего установленным законом требованиям, является межевой план, технический план или акт обследования. Технические паспорта на объекты недвижимости кадастровые инженеры не составляют.

Подготовка технического плана на основании сведений технического паспорта на объект капитального строительства, изготовленного после 01.01.2013, не предусмотрена. Исключение сделано только для объектов жилищного фонда, поскольку ст. 19 ЖК РФ предусмотрено проведение учета жилищного фонда в РФ в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Поскольку Минстроем России порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не утвержден, продолжает действовать Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 и, следовательно, ОТИ (БТИ) для целей учета жилищного фонда вправе осуществлять техническую инвентаризацию его объектов и выдавать на них технические паспорта.

Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ (далее - Закон N 250-ФЗ) были внесены изменения в Закон «О государственном кадастре недвижимости» и в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними" (далее - Закон о государственной регистрации). Значительные корректировки были внесены в ст. 41 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Поправки вступили в силу с 01.10.2013, и в настоящее время действует следующая редакция ч. 8 ст. 41: сведения о здании или сооружении указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод таких объектов в эксплуатацию, их проектной документации или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта.

 

 

 - Повышение профессионализма наших членов и обеспечение роста качества выполнения ими работ – одна из основных задач саморегулируемой организации. Тем более что в настоящее время законодательством установлены обязательные  квалификационные требования к уровню образования и подготовки специалистов. Мы разработали механизм взаимодействия с образовательными организациями, реализующими программы дополнительного профессионального образования – Институтом Современных Специальностей и СПб ГАСУ. Отношения строятся на основе соглашений о партнерстве, в рамках которых предусмотрена совместная разработка образовательных программ, позволяющих организовать учебный процесс в режиме семинаров, вебинаров, различного вида аудиторных и практических занятий.

Считаем, что использование ресурсов обучающих организаций как профессионалов в области реализации образования с одной стороны, и опыта Партнерства как представителя профессионального сообщества с другой, позволит сделать этот процесс качественным, удобным и востребованным в среде отраслевых специалистов. Кроме того, успешно применяемые современные образовательные технологии позволят сделать данные программы максимально комфортными не только в режиме и форме обучения, но и в доступной ценовой категории.

- В соответствии с п.8 ст.29 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» руководитель стажировки назначается саморегулируемой организацией кадастровых инженеров из числа кадастровых инженеров – членов такой саморегулируемой организации, имеющих опыт работы кадастровым инженером не менее двух лет и не имеющих дисциплинарных взысканий за последние два года.

Стажировка осуществляется на основании трудового договора, заключенного физическим лицом, принятым для прохождения стажировки, с индивидуальным предпринимателем или с юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер – руководитель стажировки.

Стажировка осуществляется на основании программы стажировки, разработанной руководителем стажировки и утвержденной саморегулируемой организацией кадастровых инженеров, членом которой является руководитель стажировки, в соответствии с правилами стажировки.

Поскольку стажировка осуществляется на основании трудового договора, условия оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством должны быть определены в трудовом договоре.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» (далее – 452-ФЗ), одним из условий членства в СРО КИ является наличие одного из нижеуказанных вариантов образования:

1)      наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений;

2)       наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений.

Данное требование распространяется на всех кандидатов в члены и действующих членов СРО КИ, имеющих действующий квалификационный аттестат, только с 1 января 2020 года.

При этом если специальность, по которой кадастровый инженер имеет высшее образование, полученное им до вступления в силу нового закона, войдет в перечень специальностей, утвержденный органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, то получать дополнительное профессиональное образование не требуется.

Лицам, имеющим высшее образование по специальности или направлению подготовки, не вошедшим в указанный перечень, к 1 января 2020 года необходимо получить дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений, чтобы на момент вступления в силу этого требования соответствовать условиям членства в СРО КИ.

Кроме того, обращаем внимание на то, что п. 10 ч. 2 ст. 29.1. 452-ФЗ установлена обязанность кадастрового инженера один раз в три года проходить обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации, срок освоения которой устанавливается типовой дополнительной профессиональной программой, утвержденной в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в одной из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по усмотрению кадастрового инженера.

Таким образом, кадастровый инженер обязан раз в три года повышать свою квалификацию, независимо от того, какое у него образование.

В Ассоциацию саморегулируемая организация «Балтийское объединение кадастровых инженеров» (далее - Ассоциация) поступают вопросы о правовой силе Свидетельств о членстве в саморегулируемой организации в сфере кадастровой деятельности (далее – Свидетельство), выданных до вступления в силу изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 №221-ФЗ (далее – Закон о кадастре), Некомерческим партнерством «Балтийское объединение кадастровых инженеров» (далее – Партнерство), о необходимости их замены, а также документах, подтверждающих членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров в соответствии с новым законодательством. В этой связи сообщаем следующее.

Свидетельства о членстве в СРО в сфере кадастровой деятельности носит информационный характер. Ассоциация будет продолжать выдачу Свидетельств вновь вступившим членам Ассоциации для дополнительного уведомления о вступлении в Ассоциацию СРО «Балтийское объединение кадастровых инженеров».

В этой связи замена Свидетельств, выданных ранее Партнерством необязательна. При этом если кадастровый инженер – член Ассоциации изъявит такое желание, Ассоциация, в течение 5 рабочих дней произведет замену Свидетельства.

Статьями 29 и 30.5 Закона о кадастре установлено, что кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров, а государственный реестр кадастровых инженеров носит информационный характер, следовательно, основным правовым источником информации о членстве кадастрового инженера в СРО становится Реестр членов саморегулируемой организации. Информация о номере и дате включения кадастрового инженера в реестр членов Ассоциации размещена на официальном сайте Ассоциации www.sroboki.ru

При необходимости и по запросу члена Ассоциации, в течение 1 рабочего дня,  предоставляется Выписка из Реестра членов Ассоциации.

 

- С 1 июля 2016 года выдача квалификационных аттестатов не производится. Кадастровым инженером считается лицо, являющееся членом саморегулируемой организации.

Если на 1 июля 2016 года нет действующего аттестата кадастрового инженера, то кадастровым инженером можно стать только после двухлетней стажировки и сдачи теоретического экзамена.

Экзамены будут приниматься национальным объединением кадастровых инженеров, ориентировочно это будет в 2018 году, когда появятся специалисты, прошедшие двухлетнюю стажировку. Стоимость прохождения экзамена на данный момент не определена. 

Организация прохождения стажировки физическими лицами осуществляется саморегулируемой организацией кадастровых инженеров в соответствии с правилами стажировки, установленными национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (на сегодняшний день еще нет национального объединения, соответственно этого документа также нет).

- Сегодня, когда регламентация кадастровой деятельности претерпевает существенные изменения, кадастровым инженерам важно как можно быстрее определиться, в какую СРО вступать, чтобы успеть сделать это к 1 июля 2016 года. Чтобы уменьшить нагрузку на кадастровых инженеров и помочь им без материальных потерь определиться с выбором саморегулируемой организации, Совет Партнерства принял решение освободить кадастровых инженеров, вступающих в Партнерство до установления обязательного членства в СРО, от внесения вступительного взноса, а также от членских взносов до конца 2016 года.

Сделать такое предложение мы смогли благодаря тому, что СРО НП «Балтийское объединение кадастровых инженеров» входит в крупнейшую на Северо-Западе ассоциацию СРО – Балтийское объединение. Мы заручились поддержкой руководства СРО в сфере строительства, проектирования, инженерных изысканий, пожарной безопасности и энергоаудита, и можем на начальном этапе использовать человеческий и материальный ресурсы для становления нашего Партнерства. Такая существенная поддержка сегодня дает нам возможность при минимальных расходах осуществлять свою деятельность и в полной мере выполнять установленные законом функции.

При этом наша организация не ставит преград для членов при добровольном выходе, это довольно простая процедура, которую можно осуществить за один день. Мы ни от кого не скрываемся: Балтийское объединение с 2008 года находится по известному адресу (Санкт-Петербург, Рижский пр., д.3).

На момент членства в СРО кадастровый инженер может не состоять в трудовых отношениях с юридическим лицом, но как только такие отношения возникнут, он обязан уведомить СРО. В законе сказано, что кадастровый инженер обязан предоставлять саморегулируемой организации кадастровых инженеров информацию о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор, в том числе его наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и номера контактных телефонов, а также о любых изменениях этой информации в течение десяти рабочих дней с даты заключения трудового договора и (или) внесения изменений в трудовой договор.

Кроме того, в 452-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для исключения кадастрового инженера из СРО КИ, одним из которых является подача заявления на добровольный выход из СРО. Однако обязанности подавать заявление о добровольном прекращении членства в связи с прекращением трудового договора, заключенного между кадастровым инженером и его работодателем в законе не установлена, а также не предусмотрено отдельных оснований для исключения из СРО КИ в связи с отсутствием трудоустройства КИ в юридическом лице.

Таким образом, кадастровый инженер не обязан подавать заявление на выход из СРО в случае прекращения трудового договора, он вправе продолжать членство в СРО, соблюдая необходимые требования, но обязан направить в СРО информацию о заключении им нового трудового договора с другим работодателем.

Вместе с тем, необходимо отметить, что кадастровым инженером признается физическое лицо, состоящее в СРО КИ, поэтому прекращение у физического лица статуса кадастрового инженера в связи с исключением его из СРО является для работодателя основанием для отстранения такого кадастрового инженера от выполнения работ (пп.б. п.3. ч 2. ст. 33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в ред. 452-ФЗ от 30.12.2015) "О государственном кадастре недвижимости".